План мероприятий в рамках Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД» в МБОУ «СОШ №2» в мае 2018 года

 

Профилактика ВИЧ-инфекции в школьной среде.

Как говорить с ребенком о ВИЧ-инфекции?

ПРОГРАММА Профилактики ВИЧ – инфекции Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя  общеобразовательная школа №2»

В настоящее время в Российской Федерации определились новые угрожающие тенденции в распро-странении ВИЧ-инфекции, что ставит новые задачи по их профилактике. Тенденции таковы: – выход ВИЧ-инфекции за пределы группы риска (маргинальных групп) и распространение среди населения в целом; – вовлеченность в поражение прежде всего молодежи и подростков; – опережающие темпы распространения ВИЧ-инфекции среди девушек и женщин и, соответ-ственно, среди новорожденных детей. Все большее число детей с ВИЧ-инфекцией оказывается в образовательных учреждениях. Это определяет приоритет основных направлений профилактики именно в образовательной среде. Одним из основных методов профилактики ВИЧ-инфекции в учебных заведениях были «половое воспитание» и пропаганда так называемого «безопасного секса». В то же время, когда они преподносятся вне национального, религиозного, культурного контекста, эти подходы не только неэффективны, но порой приводят к негативным социальным результатам. Так, например, в Санкт-Петербурге в 2005 году было возбуждено 7 дел административного расследования по инициативе родителей, возмущенных проведением программ «безопасного секса» среди школьников. Практика показала, что нередко программы профилактики осуществляются лицами без достаточной профессиональной подготовки и учета возрастных особенностей аудитории. В таких случаях, несмотря на благие намерения, эта деятельность может вызвать обратную реакцию общественности, работников образовательных учреждений, родителей начиная от негативного отношения ко всем видам по-добной работы и до агрессивного неприятия самих ВИЧ-инфицированных. За последние дватри года появилось немало новых профилактических программ в образовательной среде. Как правило, они включают три основных направления: – информационнообразовательное – о сущности и путях заражения ВИЧ-инфекцией; – формирование волонтерских движений; – половое воспитание и формирование сексуальной безопасности. Оценка эффективности профилактических программ на всех этапах их реализации показала, что: – в них слишком много внимания уделяется распространению знаний (познавательный подход), а не осуществлению изменений в поведении людей, поскольку коммуникативный подход используется слабо и односторонне, а эмоциональный подход не используется вообще, хотя известно, что эффективность лекции составляет 5%, чтение литературы, показ аудио и видеоматериалов – по 10%, обсуждения в группе – 50%, обучение на практике – 70%; – программы не дифференцированы и не адресованы разным целевым аудито-риям в зависимости от возрастных, гендерных и индивидуальноличностных проблем; – отсутствуют системность в профилактической деятельности как внутри отдельных ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия, разрозненные усилия государственных, общественных, религиозных организаций и бизнес-сообщества в этой области; – недостаточен уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, отсутствует система подготовки подобных специалистов. Необходимы изменения в содержании и роли просвещения по вопросам ВИЧ-инфекции:
-профилактическая работа должна ориентироваться на здоровый образ жизни, предполагать комплексный подход к решению воспитательнонравственных и психологомедико-педагогических 

– формирование волонтерских движений; – половое воспитание и формирование сексуальной безопасности. Оценка эффективности профилактических программ на всех этапах их реализации показала, что: – в них слишком много внимания уделяется распространению знаний (познавательный подход), а не осуществлению изменений в поведении людей, поскольку коммуникативный подход используется слабо и односторонне, а эмоциональный подход не используется вообще, хотя известно, что эффективность лекции составляет 5%, чтение литературы, показ аудио и видеоматериалов – по 10%, обсуждения в группе – 50%, обучение на практике – 70%; – программы не дифференцированы и не адресованы разным целевым аудито-риям в зависимости от возрастных, гендерных и индивидуальноличностных проблем; – отсутствуют системность в профилактической деятельности как внутри отдельных ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия, разрозненные усилия государственных, общественных, религиозных организаций и бизнес-сообщества в этой области; – недостаточен уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, отсутствует система подготовки подобных специалистов. Необходимы изменения в содержании и роли просвещения по вопросам ВИЧ-инфекции

профилактическая работа должна ориентироваться на здоровый образ жизни, предполагать комплексный подход к решению воспитательнонравственных и психологомедико-педагогических задач во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. То есть целью работ по профилактике ВИЧ-инфекции должно быть воспитание гармоничной, нравственной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и асоциальному, опасному для здоровья поведению. Педагогические исследования показали, какие методы в сфере образования наиболее эффективны. – Если целевые группы (например, подростки) включены в процесс проектирования, разработки и внедрения профилактического образования, вероятность достижения положительных результатов намного выше. – Получение информации о ВИЧ-инфекции сильнее влияет на поведение, когда происходит в контексте приобретения жизненных навыков, развития чувства ответственности и уверенности в себе. – Если программы отвечают потребностям учащихся в зависимости от возраста, пола, индивидуальноличностных особенностей. – Учебные программы, адаптированные для маргинальных групп (дети и молодежь, не посещающие школу, беспризорные и безнадзорные дети, дети из бедных семей, мигранты, «социальные» сироты, дети с девиантным и аддиктивным поведением и др.). Перечисленные факторы и другие аспекты анализа профилактической деятельности были учтены нами при дальнейшем развитии и совершенствовании системы профилактики ВИЧ-инфекции в школьной среде. Основа программы была создана с помощью следующих принципов: дифференцированность профилактических программ, интегрированность профилактической работы в образовательной среде и факторный подход, то есть учет биологических, психологических и социальных факторов риска. Исходя из этих основных принципов при определении направленности профилактической работы в школьной среде были выделены четыре целевые группы: – здоровые несовершеннолетние; – несовершеннолетние группы риска; – ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние; – несовершеннолетние, контактные с ВИЧ-инфицированными лицами. Наиболее многочисленная и обширная целевая группа для профилактической работы – это группа практически здоровых детей и подростков. Работа в этой группе преимущественно основывается на формировании и развитии «защитных факторов», препятствующих ВИЧ-инфицированию. Это относится как к физиологическим, так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими методами в этой группе являются разнообразные программы формирования здорового образа жизни детей и подростков и жизненных навыков, в том числе и коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационнообразовательная, просветительская работа по половому воспитанию и безопасному сексу, информация о сущности ВИЧ-инфекции и путях ее предупреждения. Значительные трудности появляются при обсуждении половой проблематики в целом и практики половой жизни молодежи в частности. Эти трудности возникают как с преподавательской стороны (школьные учителя, администраторы и даже лица, разрабатывающие политику в области образования), так и со стороны родителей, поскольку многие из них не одобряют открытое обсуждение половой проблематики с детьми и подростками. Эта работа должна проводиться в строгом соответствии с нравственноэтическими нормами и возрастными особенностями детей и подростков. Одним из альтернативных путей работы с младшим школьным возрастом является информационнопросветительская деятельность по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции опосредованно, через родителей. Это, в свою очередь, дает родителям возможность – с учетом конкретных семейных условий и индивидуальных особенностей ребенка – находить адекватные способы доведения этих сведений до своих детей. Профилактическая работа в группе здоровых предусматривает сочетание дидактических и интерактивных методов как в процессе предметного обучения (биологии, ОБЖ, информатики, литературы, истории и др.), так и в условиях внеурочного дополнительного образования и досуговой деятельности. Большое значение для успешной профилактики имеют стимуляция, поощрение, поддержание самостоятельной активности несовершеннолетних в области профилактики, основанной на принципах «ровесник – ровеснику», «равный – равному» и др. Другая фокусгруппа профилактической работы в школьной среде – это группа риска ВИЧ-инфицирования. В этой группе наряду с методами формирования и развития защитных факторов приоритет приобретают методики, основанные на раннем выявлении и организации соответствующей психологопедагогической коррекции обучающихся с психологическими и социальными факторами риска, в частности, с отставанием в учебе, признаками девиантного поведения, низким уровнем социального поведения, нарушением семейных отношений, безнадзорными, «социальными сиротами» и др. Опора на систему факторов риска формирования наркомании, ВИЧ-инфицирования, девиантного и делинквентного поведения может стать основой интегративного подхода и межведомственного взаимодействия. Следующая целевая группа профилактических усилий в школьной среде представлена группой ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, рост которой обусловлен стремительным распространением ВИЧ-инфицированного населения в целом, и особенно детей и молодежи. Уже сейчас значительное число инфицированных находится в образовательных и социальных учреждениях – домах ребенка, детских домах, реабилитационных центрах и других школьных учреждениях, в том числе в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. В отношении этой группы наиболее адекватными представляются методы «вторичной» и «третичной» профилактики и реабилитации, комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни лиц с ВИЧ-инфекцией прежде всего методами медико-психологопедагогического сопровождения, и организации работы психологопедагогических реабилитационных учреждений. Группа лиц, контактных с ВИЧ-инфицированными, включает тех несовершеннолетних, а также специалистов, работников образовательной сферы, членов семей, детей инфицированных матерей, которые в силу семейных, профессиональных или ситуативных обстоятельств находятся в контакте с ВИЧ-инфицированными. Важным направлением работы с этими категориями, в частности, с работниками сферы образования, является развитие системы профилактики так называемого «синдрома профессионального и эмоционального выгорания», формирования толерантности к инфицированным, антидискриминационное просвещение всех участников как в школе, так и в семье. Проблема научной разработки теоретического и практического обучения специалистов в области профилактики ВИЧ-инфекции в школьной среде должна быть реализована путем создания специальных учебных программ подготовки специалистов для всех педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образовательных учреждений. Таким образом, необходимо создание хорошо скоординированной, финансируемой из бюджетных средств и организационно поддерживаемой органами власти системы подготовки и повышения квалификации кадров для реализации профилактики ВИЧ-инфекции в сфере образования и средствами образования и просвещения. Эта работа должна носить межведомственный характер и развиваться в рамках комплексной медико-образовательной профилактической системы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Презентации к классному часу.